Аудит годовой отчетности: что изменится для АО и ООО с 1 января 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудит годовой отчетности: что изменится для АО и ООО с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

  • Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
  • Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
  • Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
  • Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
  • Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
  • Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.

С чем, по Вашему опыту, связано снижение объемов обязательного аудита и расширение сектора инициативных аудитов?

Снижение объемов обязательного аудита связано, в первую очередь, с внесенными поправками в федеральный закон 307-ФЗ, которые изменили критерии подпадания под обязательный аудит. Вторым фактором, сократившим объем обязательного аудита в денежном выражении, стало кризисное состояние экономики, которое сохраняется последние два года. Бизнес стремится минимизировать расходы, и экономии подвергаются в том числе затраты на проведение обязательных процедур.

Вместе с тем, кризисные времена делают необходимым владение объективной и достоверной информацией о финансовом состоянии бизнеса для принятия управленческих решений. Любая стратегия, и в первую очередь антикризисная, когда решения сопряжены с существенными рисками, требует четкого понимания текущей ситуации в компании. В этой связи возрос спрос клиентов на инициативный аудит, а также аудиты по техническому заданию, направленные на углубленную проверку отдельных элементов отчетности.

Закон о Саморегулируемых организациях (СРО)

Принятие Закона о Саморегулируемых организациях в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ обратило внимание на такие аспекты, как СРО аудиторов и связанные с этим организационные вопросы, ведению реестра аудиторов и СРО аудиторов и другие.

Обратим внимание на некоторые аспекты Закона о СРО. Он является концептуальным документом, в котором собраны нормативно-правовые положения деятельности аудиторов в России. Вместе с ним следует также рассматривать и другие правовые документы, относящиеся к узкому виду деятельности, например ГК, НК, Закон о бухгалтерском учете, Закон о СРО и другие.

Закон состоит из 26 статей, которые отражают основные определения: аудиторская деятельность, прилагающиеся к аудиту услуги, дополнительные услуги аудиторов, аудитор, аудиторская фирма, СРО (саморегулируемая организация) и другие.

Основными положениями закона регулируются:

  1. Права и обязанности аудиторских фирм и их клиентов, с которым был заключен договор на предоставление аудиторских услуг.

  2. Факторы, которые необходимо учитывать при проведении аудита.

  3. Суть различных стандартов деятельности аудиторов, заключения аудиторского процесса, и также заведомо ложное заключение.

  4. Сущность Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Помимо этого, Закон поясняет, что именно стоит понимать как аудиторскую независимость, аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, осуществление контроля деятельности аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов, квалификационный аттестат аудитора, и также существую ли основания для его аннулирования и каков порядок этого процесса.

В Законе о СРО есть 7 статей, которые освещают вопросы управления аудитом, и также акцентируется внимание на государственном регулировании, участие Совета по аудиторской деятельности, саморегулируемых организаций аудиторов, требованиям, предъявляемых участникам данной организации и ведения специальных реестров аудиторов.

Также существуют некоторые существенные отличия недавно принятого Федерального закона “Об аудиторской деятельности” от предыдущего.

  1. Проведение обязательного аудита. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обязательный аудит имеют право проводить не только аудиторские фирмы, но и индивидуальные аудиторы. Но не считая те организации, которые пустили свои ценные бумаги в оборот на торговых фондовых биржах и в других организациях, которые занимаются торговлей на рынке ценных бумаг, и также в кредитных и страховых организациях, пенсионных фондах, которые не имеют отношения к государству, организациях, у которых уставной капитал на государственную собственность составляет минимум 25%, различных государственных корпорациях и компаниях и консолидированных отчетах. Таким организациям обязательный аудит проводится только аудиторскими фирмами (часть 3, статья 5).

  2. Количество работников в аудиторской фирме. На данный момент компания должна состоять минимум из 3 человек (часть 2, статья 18).

  3. Общественные организации аудиторов. Организации такого типа учреждаются в виде саморегулируемых некоммерческих организаций аудиторов. Количество членов такой организации: минимум 700 физических лиц, и, минимум 500 коммерческих компаний (часть 3, статья 17).

  4. Обязательное наличие членства в саморегулируемой некоммерческой организации, как для индивидуальных аудиторов, так и для аудиторских фирм. Данное членство является заменой лицензирования аудиторской деятельности (статьи 3, 4, 17, 18). При этом существует условие, что членами таких организаций должны быть как физические, так и юридические лица.

  5. Компоненты услуг, которые оказывают аудиторы. В данном законе появилось распределение на аудит, дополняющие аудит, услуги и другие услуги, связанные с данной деятельностью. Внешний аудит делится на обязательный, инициативный и аудит по специальным задачам. Список услуг регламентируется федеральными стандартами аудиторской деятельности.

  6. Федеральные стандарты аудиторской деятельности утверждаются специальным федеральным органом в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ΦЗ. По предыдущему Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ они утверждались Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Алименты при продаже наследства

До ратификации федеральных аудиторских стандартов, предусмотренных федеральным законом, соответствующим федеральным органом, обязательными для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов являются федеральные правила, утвержденные до дня, когда в силу вступает федеральный закон, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696. Помимо этого, при аудите применяются стандарты, утвержденные Комиссией при Президенте Российской Федерации по аудиторской деятельности (с учетом решения Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов России от 25.09.2008).

Данный список изменений относится в основном к общим положениям. Также важно, что по ряду статей Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ в скором времени должны быть утверждены дополнительные законодательные документы.

В соответствии с этим, Министерство финансов России, как федеральный орган, руководящий сферой аудиторской деятельности, в сотрудничестве с СРО должны направить все свое внимание на следующие аспекты:

  1. Определение порядка сдачи квалификационных экзаменов для получения и подтверждения аттестата аудитора в более упрощенном порядке.

  2. Решение вопросов, связанных с осуществлен��ем законной аудиторской деятельности аудиторами, которые ранее проходили аттестацию (до 1 января 2011 года) и получили квалификационные аудиторские аттестаты.

  3. Определение формирования, наполнения и сохранности компенсационного фонда СРО, и также правил и условий осуществления выплат из этого фонда и гарантий возврата выплаченных средств.

  4. Установление возможностей фактического, а не только формального голосования членов СРО (отсутствие возможности манипуляций голосами).

  5. Четкое определение перспектив оформления и регистрации СРО аудиторов.

  6. Наличие рекомендаций по учреждению суммы “сборов” с аудиторов и аудиторских фирм (взносы в СРО и компенсационный фонд СРО, оплата стоимости контроля качества и другие).

Нормативная поддержка Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обеспечивается действующими федеральными стандартами аудиторской деятельности, приказами Министерства финансов России и другими документами (таблица 1.3.2).

Знание Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ необходимо индивидуальным аудиторам, руководителям аудиторских фирм, бухгалтерам предприятий, юристам, экономистам и другим специалистам, которым адресованы его нормы, сотрудникам государственного аппарата, финансовых и налоговых органов.

Таблица 2. Нормативная правовая поддержка Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ

Номер, наименование статьи Закона

Нормативные и законодательные акты в поддержку данной статьи

1

Аудиторская деятельность

ст. 264 НК

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»

1

Аудиторская деятельность

№ 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»;

№ 31 «Компиляция финансовой информации»;

№ 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности» Международный стандарт финансовой отчетности № 1

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н

2

Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

Конституция РФ

ГК

НК

Законы о СРО, о бухгалтерском учете, Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.

указы Президента РФ постановления Правительства РФ нормативные акты федеральных органов исполнительной власти нормативные акты субъектов РФ федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

3

Аудиторская организация

ст. 1, 5, 8, 10, 13, 18, 19, 20 Закона

4

Аудитор

Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации

Кодекс этики аудиторов России ст. 8, 10, 11, 12, 13, 20 Закона № 307-ΦЗ

5

Обязательный аудит

Федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О банках и банковской деятельности», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О негосударственных пенсионных фондах», «О потребительской кооперации», «Об акционерных обществах» ст. 1,6 Закона федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита»; № 3 «Планирование аудита»; № 5 «Аудиторские доказательства»; № 10 «События после отчетной даты»; № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»

6

Аудиторское заключение

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 10; № 22 Российское правило (стандарт) аудиторской деятельности «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям»

7

Стандарты аудиторской деятельности и Кодекс профессиональной этики аудиторов

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности Международные стандарты аудита Кодекс этики аудиторов России Кодекс этики профессиональных бухгалтеров — членов ИПБ России, утв. решением Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, протокол от 26.09.2007 № 09/-07)

8

Независимость аудиторской организации, аудиторов

ст. 13, 17, 18, 20 Закона

9

Аудиторская тайна

федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 22 Кодекс этики аудиторов России

10

Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 7; № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» ст. 17, 19, 20, 23 Закона приказ Росстата от 06.09.2010 № 306 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере торговли, услуг, туризма, транспорта и связи, правонарушений»

11

Квалификационный аттестат аудитора

ст. 4, 12 Закона

Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утв. приказом Минфина России от 17.11.2010 № 153н; Порядок создания единой аттестационной комиссии, утв. приказом Минфина России т 27.05.2010 № 51н; Российское правило (стандарт) аудит��рской деятельности «Образование аудитора»

12

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

ст. 11 Закона

13

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

ст. 4, 8, 18, 20, 23 Закона

14

Права и обязанности аудируемого лица и лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

ст. 13, 5, 6, 9 Закона

15

Государственное регулирование аудиторской деятельности

ст. 16-18, 21-23 Закона приказ Минфина России от 07.03.2002 № 47 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации»

16

Совет по аудиторской деятельности

ст. 15, 23 Закона

Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации

17

Саморегулируемый организации аудиторов

ст. 2-4, 7, 10, 11, 15, 18, 19-23 Закона

18

Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов

ст. 17 Закона

19

Ведение реестра аудиторов и аудиторских организации

ст. 3, 4, 17 Закона

20

Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

ст. 3, 4 Закона Закон о СРО КоАП

21

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов

ст. 5,17 Закона

22

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

ст. 17, 15 Закона

Читайте также:  Транспортный налог в 2023 году: сроки уплаты, льготы, ставки, амнистия

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативное регулирование аудита представляет собой многоуровневую систему. Каждый уровень включает перечень нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в России. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности представлена в табл. 4.

Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. В нем изложены положения, которые позволяют осуществлять общее правовое регулирование аудиторской деятельности в России.

В дополнение к Закону «Об аудиторской деятельности» принимаются различные дополнительные нормативные документы, регулирующие и уточняющие частные вопросы осуществления аудиторской деятельности. Эти нормативные документы формируют второй уровень системы нормативного регулирования аудита. Это приказы, положения, письма по вопросам лицензирования, аттестации, предоставления информации и отчетов по результатам осуществления аудиторской деятельности.

Уровни нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

На сегодняшний день действующая в РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает в себя пять уровней.

Первый уровень образует Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. (ред. от 01.12.2014 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015 г.); Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. и другие федеральные законы; Указы Президента РФ [14; с. 82].

Данный Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в РФ и содержит:

  • — формулировку понятия и основные цели аудиторской деятельности в РФ;
  • — требования к аудиторским организациям и аудиторам;
  • — перечень услуг, сопутствующих аудиту, которые имеют право оказывать аудиторские организации и аудиторы;
  • — перечень организаций, для которых организация и проведение ежегодного аудита осуществляется в обязательном порядке;
  • — перечень прав и обязанностей аудиторских организаций, аудиторов и проверяемых экономических субъектов;
  • — требование о соблюдении принципа конфиденциальности при осуществлении аудита (аудиторская тайна);
  • — требование о неукоснительном соблюдении принципа независимости при проведении аудита, а также ограничения для его обеспечения;
  • — закрепление статуса аудиторского заключения и соответствующая ответственность за предоставление ложного заключения;
  • — определение стандартов (правил) аудита и требования их обязательного применения;
  • — требования к аттестации аудиторов;
  • — условиях аннулирования аттестата аудиторов;
  • — требования к обязательному контролю качества аудита;
  • — требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов (СРОА);
  • — требования к СРОА, необходимые для ее включения в государственный реестр СРОА;
  • — определение соответствующей компетенции федерального органа, реализующего государственный контроль и надзор за деятельностью СРОА;
  • — требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности при проведении обязательного аудита за нарушение условий договора [18; с. 397].

Рынок аудита на протяжении нескольких лет существует в условиях постоянного изменения нормативной базы и различных законодательных инициатив. На практике многие действующие аудиторы в таких условиях высказывают опасения относительно перспектив развития аудиторской деятельности в России и предполагают в дальнейшем необходимость смены деятельности в связи с невозможностью выполнения обязательных требований и нерентабельностью данного вида деятельности.

Реформирование рынка началось в связи с Поручением Президента РФ от 19.12.2015 № Пр-2629, в соответствии с которым в целях повышения роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности его результатов следовало подготовить изменения нормативных документов по определению приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности в России и созданию эффективных механизмов рыночного контроля аудиторской деятельности, формированию условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов.

Во исполнение Поручения Президента 23.06.2016 Советом по аудиторской деятельности одобрен проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ [2], в соответствии с которым определяются цель, задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в России.

Согласно проекту Концепции, одной из существенных проблем развития института аудита в нашей стране является использование формальных подходов при проведении внешнего контроля качества работы в связи с ограниченностью правовых возможностей контролирующих органов по реализации содержательных подходов к оценке рисков деятельности субъектов рынка и неэффективностью системы ответственности аудиторов за недобросовестное поведение на рынке аудиторских услуг. Для решения задачи повышения качества аудиторских услуг предполагается совершенствование основ функционирования рынка, системы регулирования деятельности и развитие систем мониторинга и надзора с усилением мер ответственности аудиторов.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Читайте также:  Налог с продажи квартиры-2023: кому и как его платить в следующем году?

Внести в Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; 2019, № 52, ст. 7794) следующие изменения:

1) в части 2 статьи 172:

а) абзац первый после слов «виды деятельности,» дополнить словами «кредитных рейтинговых агентств, бюро кредитных историй, лиц, осуществляющих актуарную деятельность,»;

б) пункт 1 после слов «виды деятельности» дополнить словами «, кредитных рейтинговых агентств, бюро кредитных историй, лиц, осуществляющих актуарную деятельность», после слов «индивидуального предпринимателя» дополнить словами «, кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, лица, осуществляющего актуарную деятельность,»;

в) пункт 2 после слов «Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,» дополнить словами «кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, лица, осуществляющего актуарную деятельность,», слова «индивидуального предпринимателя в соответствии» заменить словами «, кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, лица, осуществляющего актуарную деятельность, в соответствии»;

г) пункт 3 после слов «виды деятельности» дополнить словами «, кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, лица, осуществляющего актуарную деятельность», после слов «указанные виды деятельности,» дополнить словами «кредитное рейтинговое агентство, бюро кредитных историй, лицо, осуществляющее актуарную деятельность,»;

д) в пункте 6 слова «виды деятельности, действующего» заменить словами «виды деятельности, кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, лица, осуществляющего актуарную деятельность, действующего», слова «и индивидуального предпринимателя» заменить словами «, индивидуального предпринимателя, кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, лица, осуществляющего актуарную деятельность», слова «виды деятельности, по обращению» заменить словами «виды деятельности, кредитного рейтингового агентства, бюро кредитных историй, по обращению»;

2) часть 1 статьи 175 после слов «Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дополнить словами «, кредитными рейтинговыми агентствами, бюро кредитных историй, лицами, осуществляющими актуарную деятельность».

Правовые основы аудиторской деятельности

Действующая система нормативного регулирования аудиторской деятель-ности включает три основных уровня:

Первый уровень включает кодексы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, другие законодательные акты, в том числе закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

Второй уровень — федеральные правила (стандарты)аудиторской деятельности. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством РФ 6 федеральных стандартов. Кроме того, действуют также российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Для нормального функционирования экономики необходима всесторонняя и объективная картина финансового состояния и деятельности организаций за определенный период времени.

Сегодня бухгалтера, экономисты, а также некоторые внешние и внутренние пользователи должны уметь грамотно читать финансовую отчетность и принимать правильные решения по ней. Всесторонний интерес к достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности разных организаций усиливает спрос на качественные аудиторские услуги.[5]

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.[4]

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. [7]

Целью контрольной работы является определение нормативно-правового обеспечения аудиторской деятельности в РФ; выявление основных нормативно-правовых документов, а также рассмотрение вопроса о получении разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки. Общение с руководством экономического субъекта в ходе аудиторской проверки.

При написании контрольной работы были использованы материалы следующих авторов, Булыга Р.П., Воронина Л.И.

При написании контрольной работы было определено, что регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных актов общественных организаций. Из этого следует деление системы правового регулирования аудита России на 4 уровня нормативных актов, которые были рассмотрены в первом вопросе.

При рассмотрении второго вопроса было определено, что при ходе аудиторской проверки общению аудиторов с руководством и персоналом проверяемого субъекта уделяется особое внимание, так, как производится оценка возможности проведения аудита и заключения соответствующего договора.

Так же обозначены варианты получения разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки при общении с ним.

Одним из обязательных условий при общении с руководством предприятия является соблюдение общепринятых моральных норм и принципов профессиональной этики, которым является конфиденциальность информации о делах клиента, соблюдение которой необходимо как во время предоставления аудиторских услуг, так и после прекращения отношений между аудитором и проверяемым предприятием. [3]

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *